top of page

Записки из короткого путешествия в Грузию

История о гостеприимстве, неожиданных духовных открытиях и тишине, которая приходит не вовне, а внутри.


Ездил недавно в Тбилиси. Настоятелю нашего ереванского прихода нужно было попасть туда по храмовым делам, в патриархию, а у меня выдались пару свободных дней, поэтому ранним утром мы выдвинулись на машине в сторону Грузии. Для меня любая поездка к нашим соседям всегда маленький, тёплый праздник, даже если приходится пробыть там всего каких-то пару часов. Незабываемый воздух и неповторимая атмосфера дорог через небольшие посёлки, деревни и городки от границы к Тбилиси словно вырывают из будничной карусели дней и дарят прекрасное путешествие куда-то к самому себе, в покой и тихую радость.


Тбилиси. Вид с канатной дороги
Тбилиси. Вид с канатной дороги

 

Не знаю, возможно, это чувство рождается ещё и от того, что Грузия всё-таки православная страна, и моё сердце, конечно, отзывается на это. Православная в том самом смысле, что жизнь и дух Церкви здесь — часть сердца живущих здесь людей, их ритм, их жажда, их повседневность. Не очередная пародия на симфонию с властями, не пропагандистское ведомство, а маленькие и большие корабли Небесного Царства на прекрасной земле. Патриарх, несмотря на немощь и весьма преклонный возраст, по-прежнему непререкаемый авторитет и любимый отец не потому, что он в высоком чине, а потому что он крестный у огромного количества грузинских детей. А это ведь родной человек. Не знали об этом? А такая традиция давно живёт в Сакартвело.

 

Мы были в Джвари, в Светицховели, в Самтавро. Мне оказался уготовлен небольшой двухдневный отпуск, поэтому нас встретил друг и сам возил повсюду. А я на время забыл свои «забараночные» будни и труды и просто дышал и смотрел. Тбилиси подарил прекрасную погоду. Я вспомнил давно забытое состояние и ощущение, надел подрясник и спокойно ходил в нём по городу. Это традиция и правило грузинского духовенства, кстати, поэтому «люди в чёрном» спокойно встречаются не только на улице, но и в моллах, и в кафе. В те довоенные годы в России ходить в городе в подряснике было тем ещё квестом: нарваться на грубость и даже плевок можно было в совершенно публичном месте. А здесь — нет. И причины этому я уже описал выше.


Слияние рек Кура и Арагви и древняя столица Грузии - Мцхета
Слияние рек Кура и Арагви и древняя столица Грузии - Мцхета

 

Настоятель храма Святой Троицы в Ваке на скорую руку устроил дружеский приём. Но то, что он был «на скорую руку», всё равно не отменяло грузинского хлебосольства, поэтому выйти из-за этого стола оказалось задачей непростой. И это при том, что угощения были сугубо постные. Но ведь это же Грузия, вы понимаете. Ничего сверхъестественного: просто блюда грузинской кухни, просто тепло встречи, просто душевное единение.

 

А вечером мы отправились в гости. Да, опять. А как иначе? Друзья настоятеля, о. Александра, поселились в новом доме и попросили найти время и освятить его. Поселились они примерно там же, где некогда в Тбилиси жил любимый грузинский святой Гавриил (Ургебадзе). Всего несколько улиц отделяли их от его дома. Семья: муж, жена, трое дочерей, дед, отец главы семейства. Простой и просторный дом эпохи старого Тбилиси, с деревянными полами, высокими потолками. Там ещё нет нового ремонта, зато есть любовь и жизнь. И настоятель попросил меня освятить жилище своих друзей.


Монастырь Джвари
Монастырь Джвари

 

Надо сказать, что за три с лишним года я уже почти и забыл, как это делается. Поэтому волновался и думал о том, что скажу на проповеди. А сказать надо было. Помнится мне, что во времена оны в других местах и обстоятельствах эти освящения всегда немного утомляли. Почему? Да потому что мы так и не научились понимать, что освящение дома — это не заклинание стен и не призыв госпожи удачи в это место, а молитва о людях и для людей. Сколько раз бывало: в храм за тобой приезжал личный водитель, привозил в пустой дом, где не было хозяев, но им зачем-то срочно нужно было «окрестить» квартиру или дом, а шофёр просто выполнял задание…

 

И вот мы читаем Евангелие:

«…И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».

 

Традиционное, знакомое всем Евангелие на освящение жилища. Что тут ещё можно открыть, кроме того, что мы столько раз читали и слышали? Но Писание всегда открывается неожиданно, и мне подумалось: если вглядеться в смысл слов Закхея, то, пройдя через иносказание о «половине имения и воздаянии вчетверо», мы видим обещание Богу нового чистого сердца. Обещание покаяния, которое приходит засвидетельствовать Господь и дать силы Своему чаду на исправление жизни. Именно так.

 

На самом деле посвятить свою жизнь исправлению, покаянию и любви бывает гораздо сложнее, чем отдать половину имения и заплатить вчетверо тем, кого обидел. Выйти с новым сердцем, подарить любовь тем, кому она нужна, попросить прощения и примириться с теми, с кем ты во вражде, — невыносимо тяжело. Но возможно. Возможно тогда, когда ты в суете своей жизни, в толпе дней и проблем взбираешься на древо своей жажды по Богу и ищешь Его, потому что давно уже стал мал ростом и почти не способен сделать это одним движением воли.


ree

 

У тебя может быть несметное количество денег и власти. Ты устанешь от роскоши и захочешь продлить свою завершающуюся жизнь ещё насколько-то, захотеть попасть в историю, сотворишь пустые глупости или даже выпустишь на свет настоящее зло. Тебя будут слушаться священнослужители и сильные мира сего, вокруг тебя будут создавать видимость твоей гениальности и почти мессианства, которых на самом деле нет и никогда не было. Но в доме твоём сегодня не будет Того, чьё присутствие хотя бы на мгновение подобно шепоту тихого ветра. Того голоса, который вытаскивает из ада любое сердце. Ибо сердце каждого человека ждёт этого зова.

 

И тогда оно способно отдать не только половину самого себя нищим, но и возместить всё худое, что когда-то было принесено другим.

 

И никакие наши деньги, дома и имущество не нужны Богу.

Но как же сложно в этом мире отдать Христу ради этого мира своё сердце.

 

Я шёл по вечернему городу и видел его яркий свет и праздник. Было тепло, дул лёгкий ветер.

И не было больше ничего из того, что каждый день причиняет боль.

Этим вечером этого больше не было.


Священник Андрей Мизюк, бывший клирик храма преподобного Серафима Саровского г.Саратова


Поддержать отца Андрея и его семью пожертвованием с зарубежных карт, а также указать имена для поминовения: https://www.mir-vsem.info/donate


В криптовалюте (это анонимно и безопасно):


USDT (TRC20): TRzrvnVUZsDzWkC8U6SGTMBoizMhnidJCV


Bitcoin (BTC): 1FSqTy1ASQJfQRCtNr3vWWmUjPCYHEYHEX


Ethereum (ETH): 0x865538644BC68B0EDEDF0c590581AD1dAB12bd7f

bottom of page