Мир всем, а не война всем
- Mir Vsem
- Aug 27
- 2 min read
Во время недавнего визита Владимира Путина в США Православная церковь в Америке явила поистине позорное зрелище. Архиепископ Аляскинский и Ситкинский Алексий встретил его так, словно не в американском городе, а в российской глубинке — кладбище русских воинов, иконы, улыбки, тёплые слова о «доме».

Путин сказал: «Вы всегда у нас желанные гости». Архиепископ ответил: «Я был дома».
В это время Россия продолжает бомбардировки украинских городов, фиксируются пытки и преследование инакомыслия, продолжается незаконный вывоз детей с территории Украины. Антивоенные священники подвергаются давлению и наказаниям.
Спустя несколько дней архиепископ опубликовал извинение. Он признавал, что его поступок стал причиной «смятения и боли», и просил прощения. По сути речь сводилась к тому, что приветствие Путина было проявлением гостеприимства, а не политической позиции.
Но архиепископ то ли делает вид, то ли действительно не понимает, что подобные жесты не остаются нейтральными. Улыбки, обмен иконами и слова о «доме» фактически легитимизируют действия российского президента, придавая им оттенок нормальности и даже благословения.
Переобувания по расписанию
Показательно, что всё это происходило на фоне удивительной гибкости российских архиереев. Пока государственная пропаганда разгоняла тему «американско-российской дружбы», митрополит Амвросий внезапно заговорил о «мире между народами».
Он использовал молитву святителя Афанасия Сахарова — ту самую, которой в последние годы многие антивоенные священники тайно заменяли официальные прошения «о победе», нередко подвергаясь за это запрету в служении.
И трудно не заметить: ещё недавно тот же митрополит благословлял военную технику, а теперь легко переходит к словам о мире.
Но…
Можно бесконечно разоблачать. Можно смеяться над двойной моралью и лицемерием. Да, архиепископ Алексий мог поступить иначе. Да, он мог сказать Путину не слова о «доме», а слова о войне. Но разоблачения и осуждения сами по себе ничего не меняют — дают моральное удовлетворение, но не приближают мира.
Как бы нам ни хотелось, чтобы они исчезли, сгинули с лица земли, навсегда замолчали и растворились в небытии — этого не произойдёт. Если завтра война закончится, почти все эти люди останутся. И с ними придётся говорить. А говорить невозможно, если до этого ты годами только повторял: «этот тиран, тот нелюдь, эта секта». Ты не сможешь на следующий день сесть за один стол и обсуждать мир. Дональд Трамп сказал однажды: “You want me to say bad things about Putin, and then the next day say: ‘Oh, hello Vladimir, let’s make a deal’? That’s not the way it works.”
рамп, прекрасный бизнесмен и опытный переговорщик, хорошо понимает: если твои интересы напрямую зависят от исхода переговоров, ты не можешь позволить себе эмоции. Эмоции могут быть потом, когда ты получил то, что тебе нужно. Во время переговоров важно только одно — результат. И для любого здравого человека результат может быть только один: мир в Украине.
Вместо заключения
Все эти жесты не нужно оправдывать. Каждый, кто сегодня предпочитает протокол правде, ответит за это перед Богом и людьми. Но для нас, как для трезвых людей и христиан, важно другое. Не глумиться и не зубоскалить, не разжигать ярость ради лайков, не превращаться в зеркало пропаганды. Наша задача — говорить правду о войне, называть зло злом, поддерживать пострадавших, добиваться ответственности и при этом сохранять возможность разговора, чтобы у мира был шанс.
Данный проект именно этим и занимается. Он называется «Мир всем» — не «война всем» и не «смерть всем». И это не лозунг, а рабочая программа на будущее. Мир всем.
Анонимный автор «Мир всем»
Поддержать «Мир всем» пожертвованием с зарубежных карт, а также указать имена для поминовения: https://www.mir-vsem.info/donate