top of page

От миротворцев к проповедникам войны: как изменилась позиция РПЦ

Updated: Jul 13

Протоиерей Андрей Ткачев заявил, что призывы к миру происходят "от духа антихриста". Но согласуется ли это с традицией Русской Православной Церкви, десятилетиями отстаивавшей принципы миротворчества и межконфессионального согласия?

Одна из разрушенных церквей на востоке Украины. Фото: 128th Mountain Assault Brigade/Facebook
Одна из разрушенных церквей на востоке Украины. Фото: 128th Mountain Assault Brigade/Facebook

Недавно протоиерей Андрей Ткачев вновь привлёк внимание резким и провокационным заявлением. Выступая в эфире, он заявил, что те, кто выступает против войны, якобы движимы "духом антихриста" и желают "мира для греха". Под "грехами" он, в частности, назвал стремление людей путешествовать, зарабатывать, есть и пить.


Согласно Ткачеву, мир не возможен, пока внутри человека царит грех. Такой подход вызывает недоумение, особенно в контексте официальной позиции Русской Православной Церкви, зафиксированной на протяжении десятилетий в её документах и публичных высказываниях предстоятелей.


Ещё в 1954 году глава ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич) подчёркивал:

«Русская Православная Церковь, вместе со всеми народами, неизменно стоит за мирное урегулирование всех международных проблем. Она всегда готова содействовать всем людям, всем организациям противников войны, в делах миролюбия, которыми необходимо опередить полчище адских изобретений, направленных к уничтожению людей... Мир и социальная справедливость — вот эти нужды, которые длительное время были как бы в пренебрежении со стороны многих христиан. Мир и самоопределение наций — вот другое требование нашего, времени, также требующее христианского ответа...  Национальные противоречия, разрешаемые в духе евангельского отношения к ближним, перестанут вызывать войны между народами» (ЖМП №9, 1954 г.).

 

В этом же году, во втором номере «Журнала Московской патриархии» был опубликован материал «Святейший Патриарх Алексий как поборник мира»:

«..Встать на защиту дела мира Святейший Патриарх многократно призывал архипастырей, пастыре и всех чад Русской Православной Церкви: «Господь Иисус Христос, - пишет он в одном из обращений, - Который есть мир наш (Эф. 2:14) да благословит настоящее святое дело и да дарует успех этому великому начинаю к осуществлению торжества вечного мира во всем мире»

В своей речи на Третьей Всесоюзной конференции Святейший Патриарх Алексий I заявлял:

«Наша Церковь, вместе со всем нашим народом, твердо и последовательно борется за мир и отстаивает дело мира... Мы не сомневаемся в плодотворности самой идеи слияния всех существующих в мире нравственных сил в одно стремление осудить политику подготовки и разжигания войны и содействовать правительствам народов в достижении соглашений в по этому важнейшему вопросу международной жизни. Мы убеждены, что решению столь возвышенной и благородной задачи не могут мешать различия в религиях, которые мы исповедуем, потому что все мы веруем в Единого Бога и все признаем любовь и мир высшим началом человеческого общежития. Поэтому всякое нарушение любви и мира в человеческих и международных отношениях не может не вызывать в нас горячего противодействия..»

 

А члены Священного Синода (Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, Иоанн, Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский) в официальном заявлении добавляли:

«Печально, а более - трагично упорство и нечувствие тех, кому следовало бы давно внять голосу миллионов людей и встать на путь переговоров и международных соглашений, вместо того, чтобы подвергать благополучие и самую жизнь народов смертельной опасности. Эти упорные сторонники политики силы говорят, что, вооружаясь, они якобы защищают мир, но трудно назвать мирной игру с огнем»

 Миротворческая риторика была характерна и для митрополита Никодима (Ротова), который в своей речи на юбилейной сессии Советского комитета защиты мира подчёркивал:

«Христианство в своем существе есть религия мира настолько, что по выражению древнего церковного учителя, кто не миротворец, тот не имеет права считаться христианином... Да будет же война достоянием прошлого, а грядущее да будет же временем торжества мира на земле» (ЖМП, № 12, 1967 г.).

Будущий патриарх Пимен выступил 14 мая 1971 г. на Ассамблее ВСМ, в Комиссии «Сотрудничество политических и общественных сил в Европе, в борьбе за ослабление напряженности, безопасность и сотрудничество», в Будапеште, со следующим заявлением:

«Наша Церковь исходит из убеждения, что служение миру, служение человеку и человечеству является необходимой и составной частью служения Богу...» (ЖМП, № 6, 1971 г.).

 

Патриарх Алексий II утверждал в своем докладе  «О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви» на Поместном Соборе 31 мая 1971 года, что :

«Основой миротворческого служения нашей Церкви неизменно оставалась усердная и повседневная молитва об утверждении мира в душах людей, в отношениях между людьми и между народами. Проповедь о мире за богослужениями в храмах была также постоянным элементом нашего миротворческого служения. Архиереи и пастыри выступали с церковных амвонов, вдохновляемые Божественным Заветом провозглашать и творить мир» (ЖМП №7, 1971 г.).

Двумя десятилетиями позднее, он же, в своей речи «О Съезде, Союзном договоре и христианском долге»:

«Нет такого общественного строя, нет государства, нет нации, которые были бы созданы Богом для вечности. Но для вечности созданы Творцом люди. Человек не сводится без остатка к политике. Опьяненность политическим активизмом, жажда всех поделить на друзей и врагов, безудержная тяга искать и найти виновных где угодно, но только не вину в себе, - все это отчуждает человека от него самого, мешает понять и исполнить свое подлинное человеческое призвание на земле» (ЖМП, № 4, 1991 г.).

 

Интересный факт приводит зампредседателя Совета по делам РПЦ В.Г. Фуров в своем докладе в ЦК КПСС, когда описывает поставление на кафедру новых архиереев:

«Патриарх Пимен при вручении архиерейского жезла епископу Аргентинскому и Южноамериканскому Платону (Удовенко) в декабре 1973 г. говорил: «Будь всегда глашатаем мира и призывай к миру горячо и убежденно». В ответ на этот призыв епископ Платон во время хиротонии заверил, что он будет неустанным проповедником и поборником величайшего на земле блага — мира: мира между ближними и дальними, мира всеобщего, мира благословенного».

Даже нынешний Патриарх Кирилл в 1991 году утверждал:

«Стремясь к миру и справедливости, - созидая новую европейскую общность, мы должны быть внимательными к средствам, которые желаем для этого использовать. Можно ли построить мир на слезинке одного невинно замученного ребенка, спрашивает Ф.М.Достоевский. Поддержание мира «с позиции силы» требует слишком много сил и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижения прочного мира в отдаленную и малореалистичную перспективу» (ЖМП, № 6, 1991 г.).

 

Именно эта миротворческая позиция отражена и в Основах социальной концепции РПЦ:

«Русская Православная Церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы... Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения».

Так почему же сегодня официальные лица Церкви молчат, когда проповедник в рясе клеймит миротворцев как одержимых злом? Почему пацифизм, ещё недавно считавшийся добродетелью, объявляется опасной ересью?


Эти вопросы требуют не риторики, а честного ответа. И не столько от протоиерея Ткачева, сколько от тех, кто продолжает считать себя наследником традиции церковного миротворчества.

 

Иеромонах Иоанн (Курмояров)


Поддержать отца Иоанна пожертвованием в рублях: https://storage.googleapis.com/kldscp/zaodno.org/mir-vsem?mir-vsem%3Fid=recqxzIkdI5KWkDJJ&id=recqxzIkdI5KWkDJJ

 

 

 

bottom of page