По материалам конференции, посвященной дню рождения протоиерея Александра Меня (Вильнюс, 21–24 января 2026 г.)
- Mir Vsem
- 2 minutes ago
- 5 min read
В Вильнюсе с 21 по 24 января 2026 года проходили дни памяти протоиерея Александра Меня (22.01.1935–09.09.1990). Традицию встречаться в январе, в месяц его рождения, поддерживают его прихожане и духовные чада: и те, кто знал его лично, и те, кто пришел к нему через книги. В этом году встречу организовали Андрей и Карина Черняки. Она прошла в формате мини-конференции в вильнюсском клубе «Диалоги».

В первый день конференции состоялись круглый стол «Что мы можем делать для мира и для христианского единства?» и вечер воспоминаний об отце Александре Мене. Итог обсуждения первой темы подвел иеромонах Иоанн (Гуайта): надо делать добро; даже небольшие добрые дела приближают нас к миру. Воспоминаниями об отце Александре поделились прихожане его общины, в том числе Александр Зорин и Татьяна Зорина, Карина Черняк и Андрей Черняк, Наталья Большакова-Минченко и др.

На второй день конференции выступали и.о. экзарха Вселенского патриарха в Литве протоиерей Виталий Моцкус, священнник Валериан Дунин-Барковский и протоиерей Георгий Рой. Говорили об основных проблемах современности и о том, как они соотносятся с мыслью отца Александра, что «христианство только начинается». Обсуждали кризис РПЦ, и в сегодняшнем виде, и в годы его служения, а также различие между стяжанием Святого Духа и эмоциональной экзальтацией. Отдельно отмечали интерес людей разных конфессий к книгам отца Александра, который способствует межконфессиональному миру. Протоиерей Георгий Рой рассказал о влиянии книг о. Александра Меня на христианскую молодежь Беларуси в конце 90-х – начале 2000-х годов.
Наталья Большакова-Минченко рассказала о драматической истории публикации «Кредо» отца Александра, написанного им в 1979 году. Первая брошюра вышла в Минске в 1990 году, уже после его гибели, и в разные годы ее изымали из продажи. В этом, можно сказать, послании будущим поколениям отец Александр подчеркивает христоцентричность своей веры, недопустимость разделения и вражды между христианскими конфессиями, необходимость осмысления прошлого Церкви и ее ошибок, а также понимание духовности как свободы, а бездуховности как греха и рабства. Сегодня «Кредо» можно найти в интернете, и к этому тексту стоит обратиться каждому христианину.
Журналист Константин Эггерт выступил с размышлениями о политической роли отца Александра в жизни СССР. Он отметил, что отец Александр был «аполитичен» и не участвовал в политической жизни страны в прямом, привычном смысле. Но к 1990-м годам вокруг него сложилось сообщество с определенными этическими принципами и новыми моральными ориентирами. Это, по мысли докладчика, заметно повлияло на общественную атмосферу того времени.
Миротворческую роль отца Александра подчеркнул в своем выступлении Александр Зорин («Противостояние падшего мира миротворческой проповеди Александра Меня»). В докладе прозвучали жесткие оценки и исторические наблюдения. В частности, А. Зорин говорил о том, как менялось отношение к отцу Александру в церковной среде и как при этом рос читательский интерес к его книгам. Он привел слова сотрудницы книготоргового центра: «Любая книга имеет потолок, предел насыщения, о котором я узнаю от партнеров. Мень предела не имеет. Его рейтинг раз в пять выше, чем у любого автора». Также он напомнил об интервью отца Александра испанской журналистке Пилар Бонет за два дня до его гибели, где прозвучали его тревожные слова о происходящем в стране и в церковной среде.
На конференции прозвучали в этот день и культурологические доклады. Светлана Панич («Искусство как свидетельство: мотив распятия у Марка Шагала») рассмотрела мотив распятия в картинах Марк Шагал как еврейское открытие Иисуса Христа. Историк Григорий Потапенко в своей презентации «Иконописные традиции в современной Литве: разные «вкусы», общее наследие и пространство для диалога» рассказал о старообрядческой традиции иконописи в Литве.
23 января несколько выступлений были посвящены личным встречам с отцом Александром и осмыслению опыта общения с ним. Павел Пшецишевский («Как быть христианами в очень сложных обстоятельствах. Опыт о. Александра и наших родителей») рассказал, как в 1970–1980-е годы, будучи польским студентом в СССР, он услышал об отце Александре, нашел его и стал прихожанином.
Карина Черняк и Андрей Черняк представили историю общины отца Александра («Динамика развития общины от начала и до наших дней»). Татьяна Макарова-Зорина в докладе «Отец Александр, пастырь добрый» поделилась личным свидетельством о встрече с ним и о том, как его слова и присутствие помогали человеку найти опору и путь к христианской жизни. Мария Чепайтите в своем выступлении «Отец Александр Мень, Наталья Трауберг и литературный самиздат» рассказала истории публикации книг о. Александра и их переводов.

Тему «Вера и наука» затронула Антонина Дунина-Барковская. Отец Александр рассматривал науку как инструмент познания мира, не противоречащий вере, а дополняющий ее. Наука изучает механизмы природы, религия открывает смыслы, и оба пути ведут к истине. Ученые разных эпох и областей знания были глубоко верующими людьми; по словам М.В. Ломоносова, «…есть две книги. Первая –видимый мир… Вторая книга – Священное Писание…Грех всевать между ними плевелы и раздоры».
В последний день конференции, 24 января, состоялась презентация книг Александра Зорина и Антонины Дуниной-Барковской. Два стихотворения Александра Зорина приводятся в конце этой заметки.
И по традиции состоялся концерт-приношение памяти отца Александра, который умел и любил петь и играть на гитаре. На нашем концерте пели все. На гитаре играли многие.
В завершение приведем слова митрополита Антония Сурожского из его обращения к пастве протоиерея Александра Меня на сороковой день после его смерти, 18 октября 1990 года. Митрополит Антоний цитирует своего духовника:
«Церковь — войско неубывающее: каждый воин, падающий в земной битве, восстает в Вечности бессмертным молитвенником, печальником и непобедимым борцом бессмертного воинства Христова. Положи и ты душу свою за Христа и за Правду Его, отдай и ты свою жизнь за спасение ближнего твоего, и ты вступишь в ряды бессмертных воинов Христовых».
Стихотворения из книги А. Зорина
ХРАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
У наших паханов дела не так уж плохи.
Орудуют, рулят, потворствуя братве.
Зри, Божий человек, на памятник эпохи,
Царящей по сей день с гебнёю во главе.
Бронированный храм откован, цвета хаки.
Храм-крепость на века, когда вокруг враги.
Пальнуть по ним по всем молитвой паки, паки…
На куполах златых алмазные клинки.
Его благой порыв обременён корыстью.
И – с небом не в ладу, он глухо в землю вбит.
Послушный богомаз расчётливою кистью
Твердыне огневой придал сакральный вид.
И маршальским рядам, и боевым наградам.
В мозаику толпы из алтаря смещён,
Ждёт часа своего усатый пантократор,
Который хоть сейчас готов воссесть на трон.
Крупно-зарядный ствол вздымает колокольня,
Сгущая над собой и в ясный полдень мрак.
И будет на весь мир вещать многоглагольно
Чугунный пуп земли: кто брат наш, а кто – враг.
***
Дорожка в Семхозе, на которой был убит отец Александр Мень
Школьники в школу спешат.
Трудящиеся – к электричке.
Скалываю лёд возле батюшкиной божнички.
Пятнышко на брусчатке невидимое
ударяет, как шилом,
Возле дорожки, той самой, по которой ходил он.
Дорожка завалена снегом, затоптана…
Но кровь всё равно проступает.
Ни дождь, ни слёзы, ни время –
ничто её не смывает.
Деревья осунулись, впавшие в зимнюю спячку.
Пенсионер прогуливает собачку.
По скользкой дорожке
ступает походкой нетвёрдой.
Собачка учуяла кровь, в сугробы тычется мордой
И тащит по следу хозяина... Хвостиком крутит...
Что-то ещё с этим краем нечистый замутит...
Что-то здесь будет...
То ли провальная плешь с пестротой городскою...
То ли опять зарастёт непролазной тайгою...
Ах, что бы ни было... Прошлое будущим грезит.
Но след сохранится невидимый. Шрам не исчезнет.
Исчезнет Россия, исчезла уже,
вся изрешечена в шрамах,
Сколько бы здесь ни воздвигнули клубов и храмов.
