Слова утешения, с которых начинается 2026 год
- Mir Vsem

- 2 days ago
- 4 min read
Короткий текст на начало года о надежде и ответственности. О том, как Бог «предусмотрел о нас нечто лучшее», и как наши малые дела становятся частью этого пути.
Первое воскресенье года начинается для нас удивительными словами апостола Павла в Послании к евреям:
«…другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:36–40).
Слова утешения, слова обетования, в которых есть сладость и покой дороги к Дому. Мы держим путь через годы, через пространства, через скорби и обстоятельства. Мы часто идём так, как совсем не ожидали идти, тропами терпения, через леса и горы вопросов к жизни и Богу, через туманы молчания, бури и ветра гнева, холода и снега усталости, через беспросветные ночи отчаяния. Нам выпали времена испытаний? Возможно. Но какие времена не несли в себе испытаний? Было ли когда-то так спокойно и легко, чтобы жизнь сама казалась книгой, где мы и авторы, и иллюстраторы?

Некогда, служа ещё в России, в те относительно спокойные времена (хотя когда так было?), я и сам вопрошал, и мне нередко задавали этот вопрос: так, ну а где же место подвигу? Разве теперь есть нечто, что в глазах Божьих было бы ценно? Вера не гонима, храмы открыты, ходи себе хоть каждый день к службе, читай Писание, живи в согласии с ним…
Отцы постарше и поопытнее мне говорили: «Ты сам себя учись терпеть, свои немощи прежде других видеть и не осуждать чужие. Никто теперь тебя распиливать и варить в смоле не будет».
Я спрашивал: «А что, гонения будут?»
Один отмахнулся шутя: «Ну лет через пятнадцать…»
Было это в 2008 или 2009 году. Какие ещё гонения, на кого, за что. Двадцать первый век на дворе, цивилизованный мир, доступ в интернет, наконец, и границы почти условны… Так вот наивно рассуждалось и жилось.
Тот батюшка, не помню уже кто это был, тогда попал почти в десяточку. Пройдёт совсем немного времени, и мы получим всё то, о чём так странно сожалели и мечтали. Скучно нам было? А вот теперь получили. Да ещё и в таком виде, что и прежние подвижники удивились бы. Правда гонима и наказуема, ложь официальна и почётна, молчание невыносимо, но в эти дни, возможно, становится единственным спасением от неправедного и лицемерного суда. Впрочем, позволено бы было молчать, другое дело. Но ведь заставляют выражать отношение, и не просто выражать, а присягать на верность официально правильному мнению. Так, чтобы испачкались все, чтобы потом не было ни у кого права говорить иначе. Чем не гонения? Вот и подмена, вот и двойники, вот и время подвигу, казалось бы. Вспомнили прежнее? Скучно нам было? А каково сейчас?
Кажется, всё-таки правы были те старые священники, которые по старинке и по-простому учили: смотри в себя. Подвиг твой в радости и благодарности, в трезвении и здравомыслии, в нелицемерии и правде. Жить так, чтобы служба Богу начиналась не в воскресенье с утра под колокольный звон, а на выходе из храма, по возвращении домой, в работе повседневной. И по тому, как живёт Слово в душе твоей не посреди привычных песнопений и запаха ладана, да в кругу единомышленников, а в мире, где тебе могут быть не рады, где твои взгляды не будут разделены, а досада и злость нередко становятся спутниками человеческого общения среди суеты и тревоги. Маловато было? Ну вот теперь и время подвигу.
Какому? Да всё тому же. Не храни зла в сердце, не отвечай злом на зло, если досаду приносят тебе, но и не малодушничай. Не проходи мимо обиды слабого, болезни и бедности ближнего, не потворствуй обману, не делай из души своей пустыни. Потому что вычищенный, но пустой дом не будет пуст, как о том говорит Спаситель.
Вера твоя не аппарат искусственного дыхания, к которому тебя подключили до лучших времён в спокойной коме, а христианство не механическое исполнение ритуала. Господь нередко пробуждает нас через боль, напоминая о том, что нет ничего незамеченного в очах Его. И нет ничего незначительного. И даже «доброе утро», сказанное домочадцам не сквозь зубы, уже может быть приятно Ему.
Просто? Ну я бы не сказал. Потому что, если по-честному, то и на вопрос «а кто ближний мой?» ответ мы частенько получаем не тот, который нас бы удовлетворил. Вот и выходит, что скучно нам не от того, что места подвигу в жизни нет, а потому что силы свои частенько не рассчитываем. А получая испытание, скорбим, что не того просили и не этого хотели.
Но послушайте, что говорит апостол: «…потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».
Может быть, Господь ждёт от нас и наших малых дел, которые теперь вовсе не так уж и малы. Ну по таким вот временам?
А впрочем, любить и доверять Богу в самые разные времена дело совершенно не малое. И кто теперь скажет, что на это требуется не меньше воли и усердия, чем во времена прежние? Может быть, начиная с малого, и в большем сможем преуспеть. Да, завтра на вас не выпустят львов, вас не усекут мечом и, возможно, вам не придётся бежать, спасая свою жизнь.
Но «доброе утро», сказанное недоброму миру, тоже способно быть свидетельством. Дополнением к тому совершенству, которое ждёт нас по возвращении Домой.
Священник Андрей Мизюк, бывший клирик храма преподобного Серафима Саровского г. Саратова
Поддержать отца Андрея и его семью пожертвованием с зарубежных карт, а также указать имена для поминовения: https://www.mir-vsem.info/donate
В криптовалюте (это анонимно и безопасно):
USDT (TRC20): TRzrvnVUZsDzWkC8U6SGTMBoizMhnidJCV
Bitcoin (BTC): 1FSqTy1ASQJfQRCtNr3vWWmUjPCYHEYHEX
Ethereum (ETH): 0x865538644BC68B0EDEDF0c590581AD1dAB12bd7f



