top of page

День памяти святых Жен-мироносиц

Христос воскресе!


Поздравляю всех с памятью святых Жен-мироносиц!



Сделав этот день православным аналогом «8 марта», мы немного сместили акценты с события Воскресения Христа! Традиционно мы в этот день поздравляем наших сестер во Христе, отмечаем особенности женского служения и желаем им воплотиться в святости учениц Христовых. И это неплохо – как говорится от доброго слова язык не отсохнет – чего ж не сделать приятно нашим любимым сестрам во Христе. Кстати, только в Церкви при собранности вокруг Бога наши мамы, жены, бабушки, тещи, свекрови, дочери становятся нам сестрами – и это удивительно и прекрасно, это те самые равнозначность и равноправие, которых жаждут феминистки ныне, но которые сияют миром, а не конфликтом.

Но, еще раз повторю, через это смещение акцентов мы будто упускаем, что вспоминать о святом миротворчестве женщин мы призваны в контексте Пасхи.


Оттолкнемся от весьма популярной фразы апостола Павла:

26 Все вы - дети Божьи по вере Христовой: 27 все вы, крестившись во Христа, приняли облик Христа. 28 Вы уже не делитесь на иудеев и эллинов, рабов и свободных, мужчин и женщин – вы все едины во Христе Иисусе. Послание к Галатам 3 Гл.

Обычно их читают в значении прекращения всяческих конфликтов на почве «кто лучше/совершеннее-кто хуже/неполноценнее». Христос – Миротворец, Который пришел преодолеть вражду. И это подлинно так.


Но что если сделать акцент на «все едино во Христе»?

Недавно посмотрел замечательное интервью одного антрополога и культуролога, который вещал о семье, отцовстве и материнстве. Он высказал мысль прекрасную, вербализировал концепцию китайской философии о двух противоположных началах «инь и янь». Если выйти из физиологического аспекта к ментальному, то мы поймем, что абсолютно каждый человек (независимо от половой принадлежности) сосредотачивает в себе мужской (отцовский) тип мышления и женский (материнский). И все мы в равной степени для гармоничного и радостного бытования призваны освоить, присвоить, усвоить (как усваивает наш организм пищу, делая весь набор жиров, белков, углеводов собой) женское и мужское в себе. Все психологические, душевно-духовные проблемы вырастают из того, что мальчикам очень сложно освоить и присвоить не только мужское в себе, но и женское, а женщинам – мужское.

Была приведена интересная аналогия с гормонами:

Мужчина (отец) в нас – это:

1. Дофамин связан с удовольствием и мотивацией. Он вырабатывается в разных частях головного мозга и играет важную роль в регулировании поведения и эмоций.

2. Эндорфин помогает справиться с физической болью. Он вырабатывается центральной нервной системой и высвобождается в ответ на боль или стресс

3. Кортизол активно вырабатывается в ответ на стресс

4. Норадреналин – гормон ярости, который: Помогает проснуться. Позволяет быстро встать с кровати. Норадреналин сужает сосуды, ускоряет работу сердца, повышает артериальное давление и позволяет встать с кровати, не падая в обморок. Повышает концентрацию внимания. Помогает пережить стресс. Увеличивает скорость реагирования. Формирует чувство ярости.

Женщина (мать) в нас – это:

1. Окситоцин часто называют «гормоном любви». Он в основном связан с любящим прикосновением и близкими отношениями.

2. Серотонин стабилизирует настроение, чувство благополучия и счастья. Он помогает уменьшить беспокойства и заботы, связан с обучением и памятью.

Голос мужского в нас: «Решим!» – эдакая здоровая агрессия на все вызовы – призыв выйти во внешнюю агрессивную (ну или не всегда приветливую) среду. Мужская эмоция – гнев (в идеале – праведный), который необходимо направить, чтобы создать из ничего что-то. Любой императив по своей энергетике агрессивен – в том числе, императив Бога «Да будет!» Он связан с подчинением материи. Голос мужского (отеческого) в нас – это узкая подготовка нас к движению вперед и вверх: «А ты вообще кем будешь? От жизни чего хочешь?»

Голос женского в нас: «И так тоже бывает!» – реакция на любую ошибку – безусловное принятие независимо ни от чего. Женская эмоция – любовь, радость, спокойствие. Мать дает молоко (питание – в самом глубоком смысле этого слова – необходимое для сохранения жизни) и мед (наслаждение жизнью). Голос женского (материнского) в нас – это общая подготовка к выходу в мир. Мать не задает вопросов, она отвечает на вопрос «что/кто я есть?». Эту потребность отражаться в мире, получая реализацию в принятии и признании, хочет удовлетворить каждый человек. Как тут не вспомнить плач Христа в Гефсиманском саду, в котором слиты воедино страх, ужас и боль от непринятия.


Зачем эти вводные? Как это связано с Женами-Мироносицами и Пасхой?


Отчасти я уже начал отвечать, приводя библейские примеры.

Бог – Существо бесполое – это логично и неоспоримо, ведь Он и Бестелесный Дух. Люди наделили Его гендером, назвав Отцом, обращаясь к Нему в мужском роде, следуя своим культурным традициям!

Но! Мы, молясь Ему, не всегда в Нем ищем Отца, но и Мать, запрашиваем не только мужское, но и женское. Когда к небесам направляем запросы на принятие, любовь, прощение, заботу.


Не знаю, замечали ли вы или нет – как интересно поменялась богословская риторика за последние лет 10-15. И простые прихожане, и маститые богословы, и пастыри вдруг начали проповедовать Бога не только (и даже не столько) как Справедливого Судью, Творца мира, Вседержителя и Мироправителя. Как мы можем теперь понять – это Его мужские (отеческие) функции.


Начали раздаваться вопросы/запросы/проповеди на темы апокатостасиса (учения, признанного заблуждением и ересью, о всеобщем прощении), радостного христианства, принимающей Церкви, не директивной и деструктивной аскетики (спасибо Максиму Калинину с его изучением опыта сирийских мистиков), креативности и свободы и т.д. Еще в начале нулевых православные христиане жили в контексте «мужского» типа христианства, столпами которого являются строгость, высушенность всяческой креативности и свободы, жесткая директива и т. д.


И то, что сейчас клеймят как модернизм, обновленчество, экуменизм, ересь – это вполне естественная усталость людей от напряженного нахождения во внешнем контуре с его борьбой и круговой обороной, и столь же естественная потребность в любви, принятии, заботе и улыбке оттуда – с Небес.


Во Христе, как Истинном Боге и Истинном Человеке, «едино все» – не в значении «неразличимо», а в значении «имеют равный голос», уравновешены, приведены в гармоничное сосуществование, равнопроявлены.


А, значит, сегодняшний праздник – это праздник всех православных христиан, праздник нашего внутреннего «женского» с его правом на вопрос и правом на ответ!


Дорогие братья и сестры, само это обращение вырастает из женского (материнского) безусловного принятия – тот самый мир, который женщина вынашивает в своем лоне, порождает в человеке напротив «брата» или «сестру». Безусловное принятие, его непрерывность – это та питательная среда, благодаря которой в нас растет и плодоносит ответная любовь миру. Жены-Мироносицы «произносят» своим тихим шествием с первыми лучами рассвета ко гробу Христа то самое «женское» - «и так тоже бывает!» - униженность, позор и смерть Нашего Христа не отменяет нашей к нему любви, заботы о Нем и принятия Его.


Вот чего ждет человечество ныне! Чтобы в нас пробудился, процвел и заблагоухал «женский» тип мышления, красиво и гармонично зазвучал «женский» голос человечества! Поэтому всех нас с праздником! И да пребудут мир и любовь во всем и во всех!


Протоиерей Сергий Рыбаков, бывший настоятель университетского храма св. мц.Татианы в Самаре.


Поддержать отца Сергия и его семью (матушка и 6 детей) пожертвованием:

с российских карт: https://za-odno.help/mir-vsem?id=reccIoTUUliYFBYsr

пожертвование через сайт «Мир Всем» (банковские карты, Apple Pay, Google Pay): https://www.mir-vsem.info/donate

bottom of page